top of page

Если мы войну забудем...

Истории, связанные с Великой Отечественной войной есть в архивах и воспоминаниях практически каждой российской семьи. Тема войны очень болезненна, но в то же время навсегда останется актуальной для каждого россиянина. Мне захотелось рассказать о семье моего деда, который в детские годы вместе с матерью и младшей сестрой попал в концлагерь и считался малолетним узником. То, что пережили люди в годы войны, невозможно передать чувствами, описать словами. Преступления фашистов на оккупированных ими территориях носили зверский характер, но, пожалуй, нигде они не достигли своего зловещего апогея как в концентрационных лагерях. Мой дедушка по маминой линии, Ищенко Василий Игнатьевич, родился 30 марта 1938г. Его отец Игнат был по национальности украинец, а мама Елизавета - немкой. Они жили в городе Славянск на Украине. Это было счастливое и спокойное детство в большой любящей семье. Они говорили на разных языках: немецком и украинском, но родным считали русский. Когда началась война, мой прадед Игнат ушел на фронт, а моя прабабушка Лиза осталась одна с двумя детьми. Это была не редкость в те времена, многие тогда оставались без мужей, без сыновей. Женщинам приходилось только ждать вестей от своих близких. И самый большой страх был получить «ПОХОРОНКУ». Похоронку моя прабабушка не получила, так как некуда было получать. Их дом в городе Славянск немцы разбомбили. Но моя прабабушка, даже не догадывалась, какой УЖАС ждет всю ее семью. Они оказались на оккупированной территории и, как и многих других, ее с детьми угнали на принудительные работы в город Аренсфельд. Мой дедушка с сестрой и матерью попали в концлагерь на границе с Польшей. Мне не удалось выяснить, в каком из лагерей он находился. К 1945 году на территории Германии насчитывалось около 1100 лагерей смерти. Через них прошли 18 миллионов человек, 12 миллионов детей. Ужас концлагеря был пережит глазами маленьких детей, а физические муки долго хранились в их воспоминаниях и детских снах. Хотя на тот момент ему было всего 5, а его сестре Нине лишь 3,5 года, он быстро повзрослел. Во время войны мало кто думал о психике ребенка. Каждая мать думала только о том, как спасти детей от издевательств. Как уберечь свое дитя от смерти. Самым сложным в лагере было выжить первые несколько дней, затем недели и только тогда становилось ясно, будет человек жить или его ждет смерть. Что может помнить маленький ребенок о тех страшных днях? Отдельные эпизоды: как было страшно, как постоянно хотелось есть, как радовались встречи с матерью, когда она приходила в барак после тяжелой работы. Ее нежные руки, которые крепко прижимали маленькую девочку к себе и теплые губы, которые шептали: «Не бойся, я всегда буду рядом!» Когда Советские войска освободили узников концлагеря, казалось бы, все страшное для прабабушки и ее детей осталось позади. Но начались новые мучения в виде допросов. «Свои» посчитали ее предателем Родины и сослали семью на принудительные работы в Казахстан. Мой дедушка с детства мечтал стать моряком или летчиком. Но в то советское время для предателей родины и членов их семей дорога в эти профессии была закрыта. Так как мать была немка, да и малолетних узников фашистских лагерей долгое время не признавали, ему пришлось распрощаться со своей мечтой. В 16 лет дед устроился на работу, а по вечерам учился на шофера. В 18 лет, как и все советские мальчишки, был призван в армию и служил 3 года радистом в Саратовской области. После армии дедушка работал электриком, а потом авто-крановщиком. Его сестра Нина, как и прабабушка, всю жизнь проработала медсестрой.

Не по своей воле Ищенко Василий Игнатьевич, как и многие Советские люди, проживавшие на оккупированных Гитлером территориях, оказался "МАЛОЛЕТНИМ УЗНИКОМ ФАШИСТСКИХ ЛАГЕРЕЙ". И всю жизнь своим трудом мой дед доказывал, что он любит свою Родину и ненавидит Фашизм. Не раз ему предлагали переехать на постоянное место жительство в Германию, но каждый раз он гордо отказывался. В1993 году мой дед был реабилитирован, а в 2010 году к 65- летию Победы над фашистской Германией дедушку приравняли к Ветеранам Великой Отечественной войны и наградили медалью.


Виктория Дудорова, 7М-2 класс


17 просмотров0 комментариев
Оцени меняНе нравитсяТак себеХорошоОтличноОтлично!Оцени меня
bottom of page